Российское правительство признало, что мегапроект нефтяного терминала Геннадия Тимченко в порту Усть-Луга, находится на грани провала. Или как минимум нуждается в ежедневном контроле руководителей государства
Как пишет 16 марта газета «Ведомости», оказывается, куратор стройки века вице-премьер Игорь Сечин распорядился установить в строящемся порту, где уже не раз обваливались причалы, веб-камеры, чтобы следить за ходом строительства.
Как известно на такие меры правительство идет, когда у него есть серьезные опасения по поводу проекта и есть риск получить огромный негативный общественный резонанс. Так, по распоряжению премьера Путина были установлены веб-камеры там, где должны были строиться и восстанавливаться сгоревшие дома после пожаров 2010 года. Премьер понимал, что если не контролировать ход работ, то люди останутся без крыши над головой и это повлияет на его рейтинг. С такой же целью на президентских выборах этого года были установлены веб-камеры на всех избирательных участков: репутационные риски слишком велики, чтобы допускать возможность откровенных фальсификаций.
То есть, установка веб-камер уже стала четким сигналом от руководства страны: вы плохо работаете — мы за вами следим — мы вас накажем, если вы нас подведете.
Строительство нефтяного терминала в Усть-Луге на Балтике, безусловно, не имеет большого значения для широкой общественности, это не пожары и не выборы. Но оно имеет огромное значение для экономики страны. Терминал в Усть-Луге является конечной точкой БТС-2, масштабного проекта по диверсификации российского нефтяного экспорта и снижения зависимости от ненадежных партнеров. Но, несмотря на всю ответственность проекта, он сопровождается регулярными скандалами. Свежепостроенный порт разваливается по кускам, проваливаются причалы, экологи бьют тревогу.
Из-за ошибок строительство может напрямую угрожать безопасности акватории Балтийского моря. Об этом пишут «Аргументы недели». По данным издания, Минтранс и другие причастные ведомства готовятся к возможным разливам нефти при загрузке первого танкера из нефтепровода БТС-2. «Проблема не афишируется, но, похоже, над Балтикой нависла угроза тяжелейшей экологической катастрофы», — утверждает газета.
«Россия рассчитывала ввести в строй Балтийскую трубопроводную систему — 2, построенную для экспорта нефти в Европу в обход Белоруссии, в 2011 году. Первая торжественная отгрузка нефти на танкер дедвейтом 150.000 тонн была запланирована на конец года, но уже летом обнаружилась неожиданная проблема. Причальные стенки нефтеналивного терминала были построены Невской трубопроводной компанией (НТК) и «Роснефтьбункером» — компаниями, принадлежащими совладельцу нефтетрейдера Gunvor миллиардеру Геннадию Тимченко, стали расходиться, а из образовавшихся провалов начал высыпаться песок, пишет газета. «Компании пытались решить проблему, залатав разломы, но скрепляющие их шпунты расходились и песок снова вымывался. Ближе к открытию терминалов к решению проблемы подключился вице-премьер Игорь Сечин. И тут выяснилось, что у компаний, строящих причал, нет проектной документации и других необходимых разрешении», — утверждает издание.
По данным «Аргументов недели», еще 18 ноября руководитель Ростехнадзора Николай Кутьин написал в письме Сечину, что отсутствие документов «не позволяет оценить достаточность проводимых мероприятий по ремонту и исключить аналогичные ситуации при эксплуатации в будущем». Затем «Росморпорт», занимающийся дноуглубительными работами, необходимыми для захода в порт судов большого дедвейта, не мог продолжать работы, пока причальная стенка не будет восстановлена.
Тогда же глава Ростехнадзора предупредил Сечина, что разрушение нижнего строения причальной стенки может привести к аварии с «тяжелыми экономическими и экологическими последствиями». В письме Сечину Кутьин поставил экономические последствия на первое место. В то же время эксперты утверждают, что серьезного экономического ущерба из-за переноса сроков запуска БТС-2 российская экономика не понесет, поскольку в стране сохраняется профицит трубопроводных мощностей для перевалки нефти. Экологическому ущербу в письме уделено мало внимания, однако чиновники понимают всю серьезность нависшей над регионом угрозы.
В письме замминистра транспорта России Виктора Олерского проблема была названа прямым текстом: портовым властям поручено провести мероприятия «направленные на обеспечение безопасности морской среды, в том числе в части предотвращения и ликвидации аварийных разливов нефти». Они должны проверить готовность служб и оборудования к ликвидации разливов нефти (ЛРН) и обеспечить контроль их готовности «перед началом погрузки каждого танкера». В начале января Олерский доложил в правительство, что «возможно использование северного проходного канала для движения танкера дедвейтом 150 тыс. тонн «при соблюдении мер безопасности, определенных капитаном морского порта». Таким образом, для ускорения запуска государственно важного проекта власти были уже готовы пустить танкер в порт с рушащимися причалами, окружив его при этом судами в боевой готовности на случай экологической катастрофы.
Как следует из документов, причина расхождения причальной стенки до сих пор непонятна строителям. Издание отмечает, что сейчас нельзя исключать риск разрушения причала и разлива многих тысяч тонн нефти в акваторию Финского залива. Еще более рискованно пускать наполненный нефтью танкер по недостаточно углубленному проходному каналу — затонувший танкер дедвейтом 150 тыс. тонн грозит масштабной экологической катастрофой, сравнимой с крупнейшими мировыми инцидентами. «Огромный ущерб может быть нанесен флоре и фауне Финского залива — подобные катастрофы приводят к гибели многих тысяч птиц, рыб и моллюсков», — предупреждают «Аргументы недели».
Учитывая масштабы разрушений, компании не стали рисковать и предпочли отложить даже торжественную первую отгрузку танкера на более поздние сроки. Но работы по восстановлению причальной стенки далеки от окончания, свидетельствует письмо Кутьина Сечину от 29 февраля. На комплексе наливных грузов в МТП Усть-Луга «ведется работа по исправлению нарушений» со сроком исполнения до 24 марта, говорится в документе. Продолжается проектирование верхних строений причалов 4 и 5 для БТС-2. Кроме того, провалы появились и на причальной стенке комплекса по перевалке и фракционированию газового стабильного конденсата мощностью 6 млн т, который принадлежит Новатэку. Для того, чтобы предотвратить угрозу катастрофы по всем правилам, то есть установить причину разломов, заново спроектировать и отремонтировать причалы по новому проекту, провести независимую экспертизу с участием международных экспертов и, возможно, и общественные слушания, необходимо время. Но долгая отсрочка запуска проекта БТС-2, о скором начале эксплуатации которого было объявлено официально, несет большие репутационные риски и денежные потери для участников проекта, констатирует «Аргументы недели».
Руководство страны начинает беспокоиться, что деловые интересы компаний, строящих порт и покровительствующих им чиновников, начинают мешать стратегическим интересам страны.
Очевидно, что приказ правительства установить камеры является сигналом для Геннадия Тимченко и некоторых чиновников: не подведите страну — иначе, будет плохо.
«Posbalt.ru»