Более высокие зарплаты и более низкие процентные ставки указывают на восстановление экономики, но политическая нестабильность препятствует инвестициям.
Экономика Германии находится в стагнации вот уже 10 кварталов. Даже данные за третий квартал 2024 года. не меняют этой картины, хотя летом были отмечены важные события, такие как чемпионат Европы по футболу и крупные концерты Тейлор Свифт и Адель, которые в противном случае способствовали бы росту частного потребления. Однако это не учтено в окончательном выпуске данных по ВВП. В третьем квартале (Q3) ВВП снизился на 0,1 процентного пункта. Показатели ВВП вновь были пересмотрены в сторону понижения, при этом маловероятно, что эта тенденция изменится в краткосрочной перспективе. Именно поэтому прогноз Cofas предусматривает снижение с -0,1% до -0,2% на 2024 год. и минимальный рост в 2025 году (0,4% вместо 0,8%).
Причины
Что выделяется в третьем квартале, так это то, что рост происходит в основном за счет запасов товаров, вероятно, предназначенных для экспорта, которые часто демонстрируют разное направление развития. Спрос из-за границы все еще есть, но он не стабилен. За последние полтора года государственные расходы стали одним из немногих положительных факторов экономического роста. В основном это связано с государственными инвестиционными расходами, которые в 2023 году увеличились на 19%. Ожидается, что в 2024 году они вырастут еще на 29%. по сравнению с предыдущим годом и сохранить эту тенденцию в 2025 году. Ожидаемого увеличения частных инвестиций не наблюдается. Это было прогнозировано на второе полугодие из-за сильного квартального роста номинальной заработной платы с первого квартала 2023 года.
Хотя спрос остается неясным, предложение в форме валовой добавленной стоимости, в свою очередь, предоставляет больше информации, показывающей, в какой степени каждый сектор внес вклад в общий объем производства. Приведенные здесь цифры показывают тенденцию к снижению в производственном секторе с третьего квартала 2023 года, что по-прежнему на удивление позитивно, учитывая, что такая тенденция наблюдается с начала 2022 года. Низкий уровень новых заказов сигнализирует о том, что перспективы производственного сектора Германии остаются негативными. Более высокие производственные затраты (например, на энергию, материалы и рабочую силу) и более низкий спрос резко сократили размер прибыли компаний производственного сектора. Чтобы справиться с этой ситуацией, некоторым крупным компаниям в Германии, таким как Bosh, Ford, Continental или даже Volkswagen, приходится сокращать свои производственные мощности и сокращать рабочие места.
Немецкий производственный сектор относительно важен для экономики: его доля в валовой добавленной стоимости составляет 20,4%. Для сравнения, в Италии он составляет 17,5%, в Испании 12,6% и во Франции 10,8%. Если в прошлом производственный сектор затмевал развитие сектора услуг, то сейчас ситуация изменилась. Сектор услуг, иногда поддерживаемый строительной отраслью или торговлей (включая транспорт и гостиничный бизнес), поддерживает баланс экономики. Основной вклад здесь вносят государственные услуги, включая образование и здравоохранение, которые являются наиболее эффективными подсекторами. Другими высокоэффективными подсекторами услуг являются сектор информации и связи и сектор недвижимости.
Риски
Учитывая, как долго немецкая экономика находится в таком состоянии, остается неясным, откуда могут взяться движущие силы для возможного экономического восстановления.
В период с середины 1990-х по 2022 год экономика Германии процветала как ведущий экспортер высококачественной продукции благодаря дешевой энергии (российский газ) и реформам рынка труда. В 2024 году однако ситуация резко меняется. Затраты на энергию и рабочую силу в Германии резко растут. Это делает продукцию неконкурентоспособной по сравнению с продукцией из таких стран, как США и Китай, которые значительно усовершенствовали свои технологии, став сильным конкурентом на мировом рынке. Энергоемкие отрасли, такие как химическая, страдают от высоких затрат и низкого спроса, а риск изменения торговых отношений с США еще больше осложняет восстановление отрасли.
ЕС и Германия могут оказаться в числе тех, кто больше всего пострадает от предложенных Дональдом Трампом тарифов в размере 10-20% на некитайский импорт. США, на долю которых в 2023 году придется 10% немецкого экспорта, являются ключевым рынком, а тарифы в 20% могут сократить немецкий экспорт в США до 15%. Торговая политика Трампа, направленная на сокращение торгового дефицита (83 миллиарда долларов с Германией), нацелена на автомобильную промышленность и другие основные отрасли, такие как машиностроение (32% экспорта) и фармацевтика (23%).
Восстановление маловероятно
Восстановление экономики Германии зависит от двух основных факторов: снижения основной процентной ставки Европейским центральным банком (ЕЦБ) и роста реальной заработной платы. Ожидается, что ЕЦБ снизит процентные ставки до нейтрального уровня около 2%, что будет стимулировать кредитование и инвестиции. В то же время рост заработной платы (8,8% н.п.) и в годовом исчислении в третьем квартале 2024 года) компенсируют инфляционный кризис и стимулируют личное потребление. Несмотря на эти позитивные факторы, политическая и экономическая неопределенность препятствует экономическому росту. Отсутствие четкой промышленной стратегии и запоздалые структурные реформы поддерживают высокий уровень неопределенности среди инвесторов и потребителей. Предстоящие выборы в феврале 2025 года. могут уменьшить неопределенность и улучшить инвестиции, но реальное восстановление станет возможным только после реализации ключевых реформ. В краткосрочной перспективе производителям могут помочь государственные субсидии на оплату энергоносителей и стимулирование научных исследований. В качестве альтернативы немецкая экономика могла бы перейти к модели услуг, передавая производство на аутсорсинг и сохраняя НИОКР.