Несмотря на оптимистичные прогнозы, 2023 год вряд ли станет годом, которого ожидало большинство аналитиков.
Первая половина года укрепила некоторые убеждения экспертов Kofas. Инфляция вряд ли достигнет целевого уровня в 2% в развитых странах. В то же время снятия санитарных ограничений недостаточно для того, чтобы Китай взял на себя роль двигателя мировой экономики.
Две тенденции
На переднем плане 2 ключевые тенденции, которые рынки упустили из виду. Доступ к обильным и дешевым источникам энергии остается основополагающим для функционирования глобальной экономической системы. Денежно-кредитная политика оказывает более непосредственное влияние на стоимость активов и финансовую стабильность, чем на потребительские цены.
Данные об экономическом росте развитых стран в начале года подтвердили снижение рисков рецессии (за исключением Германии). Этому есть несколько причин — во-первых, Европе удалось избежать перебоев в энергоснабжении. Во-вторых, устойчивость была обусловлена всплеском потребления в Северной Америке и Китае. Кроме того, развивающиеся экономики также смогли укрепить свои позиции с точки зрения своего экономического развития в таких динамичных условиях. Благодаря этим факторам Cofas повысил оценку роста мировой экономики в 2023 году до 2,2% (по сравнению с 1,9% в феврале 2023 года).
Однако экономические перспективы остаются неблагоприятными на 2023 год и далее, особенно в странах с развитой экономикой. Прогноз (+2,3% на 2024 год) предполагает, что экономический рост ускорится, но вряд ли значительно восстановится. С другой стороны, стагнация мировой экономики не отступит в ближайшее время, учитывая продолжающуюся вялую экономическую активность в США, робкое восстановление в Европе и рост Китая ниже допандемических стандартов.
Инфляция снижается, но не исчезает
Среди основных рисков на ближайшие месяцы остается высокая вероятность затяжной инфляции. Ожидания экспертов о «механическом» снижении инфляции в первом полугодии оправдались, так как влияние конфликта в Украине на цены на энергоносители в большинстве стран ослабло.
С другой стороны, также подтверждаются признаки удержания уровня инфляции. Базовый показатель, который исключает переменные компоненты, такие как энергия и необработанные продукты питания, не так убедительно упал в странах с развитой экономикой, сохраняя высокие уровни в еврозоне, Великобритании и США.
Новые инфляционные давления все еще возможны. Восстановление Китая еще не достигло своего полного потенциала и, вероятно, окажет давление на поставки газа. Между тем, рынок нефти сжимается после того, как ОПЕК+ объявила о сокращении добычи. Организация отозвала эквивалент около 3,7% мирового рыночного спроса. На данный момент Cofas поддерживает прогноз среднегодовой цены на уровне около 90 долларов за баррель.
Более жесткие условия кредита
Инфляционные последствия беспрецедентного ужесточения денежно-кредитной политики в последние месяцы в значительной степени проявляются, особенно в ценах на услуги. Последние по-прежнему растут на уровнях, которые вряд ли совместимы с целевым уровнем инфляции в 2%. Тем не менее, некоторые крупные центральные банки решили прекратить повышать процентные ставки, среди первых центральные банки Канады и Австралии, и Федеральная резервная система США, вероятно, последует их примеру. И наоборот, Банк Англии, вероятно, снова повысит процентные ставки. В результате ЕЦБ также будет вынужден увеличить количество своих следующих заседаний.
Безусловно, турбулентность в банковском секторе может вызвать опасения по поводу кредитного кризиса, который уже виден. Замедление нового кредитования домашних хозяйств и предприятий, которое снижает внутренний спрос, экономическую активность и, в конечном итоге, инфляцию, также требует осторожной позиции центральных банков.
В ближайшие месяцы компаниям придется бороться с неблагоприятной конъюнктурой, связанной с повышением цен и ужесточением условий кредитования, а также с вялым внутренним спросом. Кроме того, после повсеместного увеличения маржи в 2022 году предприятия, вероятно, столкнутся со снижением своей операционной прибыльности в результате комбинированного воздействия постепенного снижения базовой инфляции и роста затрат на рабочую силу в расчете на единицу продукции.
Резкий рост корпоративной неплатежеспособности с начала года в большинстве стран с развитой экономикой, вероятно, продолжится и даже усилится в ближайшие месяцы.
Более уязвимые области
В то время как в 2024 году рост в странах с развитой экономикой снизится, страны с формирующимся рынком должны ускориться с ростом на 3,9%, что является их самым сильным ростом с 2018 года. Основным фактором будет постепенное восстановление китайской экономики, что пойдет на пользу экспортерам сырьевых товаров.
Второй фактор — пауза в цикле ужесточения Федеральной резервной системы. Поэтому Cofas повысил свой рейтинг для стран-экспортеров энергоносителей, таких как Саудовская Аравия, Катар, Нигерия и Казахстан. Тем временем Малайзия и Филиппины, которые выиграют от наплыва китайских туристов, возвращаются к своим допандемическим рейтингам. Однако следует подчеркнуть, что ужесточение глобальных условий финансирования поставило многие страны перед угрозой дефолта. Египет был понижен в 2022 году, а Гана — в феврале прошлого года.