Принято считать, что европейские компании более подвержены экономическим последствиям вспышки коронавируса, чем американские. На Китай приходится большая часть экспорта из еврозоны, чем из США, и у еврозоны, в частности, нет такой двойной поддержки, как у американской экономики — экспансивной фискальной политики и сильного внутреннего спроса.
Таким образом, пока фондовый рынок США просто проигнорировал предупреждение фирмы Apple о будущем сокращении доходов в начале этой недели, европейские рынки, очевидно, пытаются угадать себя краткосрочные последствия вспышки вируса.
Базовый индекс STOXX 600 в четверг упал на 0,2% на 432,94 в 05:15 утра по восточному времени (10:15 по Гринвичу) после ряда разочаровывающих корпоративных данных, в которых вирус занял видное место.
Акции авиакомпании Air France KLM упали на 5,5% после того, как она заявила, что в первом квартале под воздействием вируса снизит операционную прибыль до 200 млн евро ($215 млн). Не помогло и то, что компания начала год слабо: с падения грузоперевозок и замедлением роста доходов от пассажирских перевозок. Едва ли помогло и обещание, что из-за падения цен на нефть годовой счет за топливо сократится на 300 млн евро, или на 5,5%.
Эта новость также коснулась и Deutsche Lufthansa: ее акции подешевели на 2,7%, однако этот специалист по ближним перевозкам, для которого топливный вопрос важнее влияния китайского коронавируса на сферу туризма, опередил своих конкурентов.
Коронавирус засветился и в результатах работы датской судоходной компании AP Moeller-Maersk, которая управляет крупнейшим в мире контейнерным флотом. Maersk предупредила о «слабых фверале и марте», но генеральный директор Серен Скоу сообщил Financial Times, что ожидает «резкого подъема» мировой торговли с апреля, когда китайские заводы вернутся в нормальное русло работы.
Скоу добавил, что при текущих тенденциях вирус «не стал бы для нас таким уж важным событием».
Акции Maersk, ведущего игрока на мировом рынке, выросли на 4,0%, достигнув самого высокого уровня за месяц до фиксации роста прибыли. Но рынок помнит, что Maersk также прогнозировал снижение базовой операционной прибыли в этом году и предупреждал о том, что «плохо видит цель».
Сообщения о распространении инфекции в Южной Корее подтолкнули к снижению и другие зависимые от Китая отрасли, такие как товары класса люкс и путешествия.
На рынке произошли и другие потери, не связанные с Китаем. Французский страховой гигант AXA опустился на дно в индексе CAC 40, потеряв 2,6% после того, как заявил, что заменит главу своего перестраховочного бизнеса XL после дорогостоящих выплат по страховым требованиям в связи со стихийными бедствиями в прошлом году. Это возродило опасения, что компания слишком много отдала за XL два года назад. Акции ее партнера-страховщика Swiss Re также упали в цене на 3,9% после того, как на его годовые результаты повлияли катастрофические потери, принесенные тайфуном Хагибис на Дальнем Востоке, дикие пожары в Австралии и катастрофы Boeing 737 MAX.
Больше всего этим утром выиграли обладатели таких громких имен в области здравоохранения, как немецкий Fresenius и британский Smith & Nephew, которые превзошли все ожидания по прибыли в четвертом квартале. За ними последовали швейцарский финансовый холдинг UBS и нидерландский финансовый конгломерат ING, акции которых подорожали на новостях о том, что швейцарский гигант назначил Ральфа Хамерса из ING, известного специалиста по цифровому банкингу, своим новым генеральным директором.