Как известно, в настоящее время возобновлено лицензирование деятельности перевозчика по международной перевозке грузов.
Теперь заключение договора о международной перевозке груза с перевозчиком, не имеющим лицензию на осуществление такой деятельности, чревато возможностью признания такой сделки недействительной заинтересованными лицами, гос. органами.
При этом довольно интересной получается ситуация с «перевозчиками-посредниками», которые заключают договор о международной перевозке груза фактически не являясь перевозчиком и не имея собственный транспорт. Потом, такой «перевозчик-посредник» передаёт своё обязательство по перевозке непосредственному исполнителю-перевозчику.
Необходимо отметить, что в практике, такими «перевозчиками-посредниками», как правило, выступают экспедиторы, поскольку значительная масса договоров на экспедиторские услуги, которые используются в практике экспедитора либо предлагаются ему заказчиком, только носят такое название, а по своему предмету и составу обязательств являются договорами перевозки.
Согласно КДПГ именно «перевозчик-посредник» будет считаться перевозчиком, а непосредственный исполнитель будет выступать агентом такого перевозчика. Таким образом, если такой «перевозчик-посредник» не имеет лицензию на международные перевозки грузов, появляются риски осуществления деятельности без лицензии, в том числе риски признания сделки недействительной.
Таким образом, лицензирование международных перевозок налагает обязательства и требования не только на перевозчиков-исполнителей, но и на других участников (заказчиков, экспедиторов) относительно документов, которыми оформляются договорные отношения.
Автор статьи Юрий Рогачев (транспортный адвокат)