С первого января официально вступили в силу санкции России в отношении Турции. Однако озвученные официальные версии затрагивают по большей части запрет на ввоз продукции сельского хозяйства, запрет на деятельность туристических компаний, отмена безвизового режима, замораживание программ в строительном секторе.
Однако еще за долго до ввода этих запретов бизнес столкнулся с более глобальными проблемами, которые выразились в применении специальных таможенных инструментов ко всем без исключения товарам, поставляемым из Турции в Россию. Тысячи грузовиков и контейнеров просто зависли на границе и внутренних таможенных терминалах в России в ожидании прохождения таможенного оформления. На товары из Турции введен, так называемый 100% риск.
С 25-го ноября не могут оформится тысячи торговых отправлений в грузовиках, контейнерах и грузов, которые были отправлены самолетами, кораблями и другими видами транспорта. На перегруженных таможенных пунктах производится полный таможенный досмотр, берутся пробы товара, производится рутинная и не быстрая операция по всем необходимым таможенным процедурам. Однако если в обычные дни эти процессы происходили за часы, то в данный момент они уже продолжаются более месяца. Никакой надежды на выпуск товара бизнес не испытывает. Напротив, очень многие уже мечтают осуществить реэкспорт и отправить товар обратно в Турцию, так как сроки до выпуска груза никто не дает, а стоимость хранения багажа в таможенных зонах непомерно высока.
Во всей этой ситуации понятно только одно, заложником политической ситуации стал просто российский бизнес и тысячи российских компаний, которые имели неосторожность иметь торговые контракты в турецкими фирмами. Именно они стали объектом экономической карательной операции российских властей. Удивление и недоумение вызывает тот факт, что контракты доставленные в Россию из Турции до или во время инцидента с российским военным самолетом в небе Сирии, попали фактически под запрет. Около двух недель эти грузы вообще не могли пересечь государственную границу РФ, которая закрылась для них сразу 25-го ноября. Затем грузы все же пошли, после тотального досмотра с выгрузкой и контроля, однако по приходу на таможенные терминалы, бизнес опять попал в неопределенность.
Иллюзией оказались и транзитные перевозки турецких грузов через Республику Беларусь. Здесь происходило вполне простое мероприятие, с российской границе грузовики размещались в близлежащие таможенные терминалы для осуществления 100% досмотра груза. Очень многие транспортные компании просто нарушили сроки транзитной доставки из за задержки грузовиков на границе Беларуси и России в период двухнедельной неопределенности. И как следствие этого получили дела о НТП.
Турция не осталась в стороне от таких действий таможенных властей России. Но здесь все происходило значительно проще, российские грузы в не зависимости в каком транспортном средстве они ехали, просто разворачивали обратно еще с турецкой границе. Наиболее сложная обстановка сложилась на Грузинской границе Сарпи. Сотни транспортных компаний из Украины, России, Молдавии, Казахстана и других стран оказались заложниками турецко-российской таможенной войны.
23-го декабря бизнес замер в ожидании того, что российская таможня смягчит режим оформления турецких грузов, однако ФТС продлил до 23-го февраля 2016 года жесткий режим для всех турецких товаров. Это не оставляет никакого шанса бизнесу. Работать в таких условиях невозможно. Да и под реальным запретом уже завтра может оказаться любая товарная позиция из Турции, причем никого об этом не предупредят заранее, а все будет происходить стихийно и не цивилизованно. Это полностью создает неопределенность, что весьма губительно для бизнеса.