Запрет России на реэкспорт через Европу сельскохозяйственной продукции изменит транспортную логистику континента, которая создавалась столетиями. Уже совсем скоро и это совершенно очевидно, что из статистики морских портов Европы исчезнут показатели статистики по транзиту сельскохозяйственной продукции, которая доставляется в Россию через морские гавани старого света. Это сотни тысяч тонн грузов, мощные финансовые потоки, сокращение рабочих мест, уменьшение эффективности работы объектов транспортной логистики. Москва дает очередной урок Европе, которая выбрала санкции.
В России начинают развиваться внутренние производители, которые заинтересованы в работе с местными перевозчиками. Транспортные компании страны получили дополнительные объемы перевозок не только в своем регионе, но и по территории всей страны. Это создает хорошие экономические предпосылки для развития как отдельной транспортной компании, так и отрасли транспортной логистики в целом.
После запрета Россельхознадзором ввоза в Россию реэкспортируемых из Болгарии продуктов растительного происхождения в Европе очень серьезно заговорили о том, что аналогичный запрет может распространиться на весь Европейский Союз и страны, которые подключились к санкциям против России.
Эксперты в области транспортной логистики не видят в данном ограничении ничего связанного с санкциями, на первый взгляд, ведь претензии российского контролирующего ведомства направлены прежде всего к качеству реэкспортных сертификатов на сельскохозяйственную продукцию, которая шла реэкспортом через Болгарию. Возможности проверять данные документы у ведомства нет, а случаи поставок европейской продукции под видом продукции из третьих стран существуют, но они единичны и не имеют массового характера. В случае же с Болгарией особое внимание вызвали большие объемы перевозки картофеля из Бразилии и Китая. Однако об эффективности такой меры говорить весьма трудно, так как в условиях свободного движения товаров в ЕС болгарский реэкспорт может спокойно переместиться в соседние страны Румынию или Грецию, на которые запрет Россельхознадзора не распространяется. Поэтому и появилось заявление о возможном запрете реэкспортных поставок в Россию продукции сельского хозяйства из всего ЕС. И это уже продолжение российского эмбарго, которое было вызвано санкциями.
Первыми заговорили об этом представители цветочного бизнеса из Голландии. Страна давно является основным поставщиком данной продукции в Россию, более того Голландия является основным логистическим оператором в этой области. Работа местной цветочной биржи полностью завязана на местную складскую и транспортную логистику. Здесь находятся основные мировые складские логистические площади по перевалке цветов со всего мира. Это ставит под вопрос функционирование существующей транспортной логистики по доставке цветов в Россию из Америки, Африки и Азии.
Если смотреть на этот вопрос более глобально, то можно говорить о том, что Россия создает административный рычаг по переводу объемов работы по перевозке растительной продукции в свои порты. Вопрос весьма сложный и зависит от создания и наличия современной транспортной и складской инфраструктуры. Насколько быстро будет созданы дополнительные логистические мощности в России и будет зависеть успех данных ограничительных мер. Но уже сейчас можно говорить об изменении европейского транспортного и логистического рисунка в сторону России и прежде всего портовой морской инфраструктуры. И совершенно очевидно, что Европа теряет, а Россия приобретает.
Рынок реэкспорта через Европу достаточно объемный. Эксперты по транспортной логистики BGLOGIST считают, что Россия может наложить запрет на реэкспорт и других видов продукции, которые доставляются в Россию через Европу. Об этом позволяют говорить масштабные проекты в России по созданию мощной портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке, в Балтийском регионе и на Черном море. Можно только предположить, что от запрета реэкспортных операций на грузы из Китая в портах Германии, Голландии, Польши, Финляндии и стран Прибалтики значительно пострадает европейский транспортный бизнес. А сегодняшний запрет можно будет сравнить с укусом комара.